Отдел охраны труда

Размер шрифта
  • A
  • A
  • A

Отдел охраны труда администрации Коркинского муниципального района

 

Специалист отдела охраны труда администрации Коркинского муниципального района осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Челябинской области от 29.09.2011 № 194-ЗО «О наделении органов местного самоуправлении отдельными государственными полномочиями в области охраны труда»:

1) оказание методической помощи работодателям в совершенствовании работы служб охраны труда;

2) организация сбора и обработка информации о состоянии условий охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Коркинского района;

3) участие в установленном порядке в расследовании групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев на со смертельным исходом;

4) организация проведения на территории Коркинского района в порядке, установленном уполномоченными Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей – индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведения обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;

6) участие в плановых и внеплановых проверках организации системы охраны труда в муниципальных учреждениях Коркинского муниципального района;

7) разработка программы улучшения условий и охраны труда;

8) организация семинаров, совещаний и других мероприятий, направленных на выполнение требований законодательства по условиям и охране труда;

9) осуществление иных функций, установленных законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

Письма, обращения, жалобы и заявления должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства и направляются по указанным адресам в электронном виде, почтой, либо через раздел «Интернет-приемная».

 

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ВОПРОС: Что такое специальная оценка условий труда?

Специальная оценка условий труда согласно гл.1 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. В свою очередь, под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным органом по нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Специальная оценка условий труда проходит раз в пять лет и реализуется в два этапа. На первом идентифицируются вредные и опасные факторы производственного процесса. На втором непосредственно определяется уровень воздействия этих факторов на организм человека ‑ по итогам процедуры каждому рабочему месту присваивается один из четырех классов.

Проводить экспертизу доверено независимым организациям с привлечением сертифицированных экспертов.

ВОПРОС: Как определить круг сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда?

Для того, чтобы точно определить, какие именно сотрудники относятся к категории «работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», необходимо провести процедуру специальной оценки условий труда. ТК РФ в новой редакции классифицирует таких работников не только по классам, но и по подклассам с выделением соответствующих степеней.

На предприятии проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Сейчас можно использовать результаты этой аттестации для предоставления гарантий и компенсаций работникам, если условия труда признаны вредными и (или) опасными. В Законе № 421-ФЗ сказано, что результаты аттестации рабочих мест, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона о специальной оценке условий труда, действительны до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 г. включительно. Необходимости срочно проводить специальную оценку условий труда нет.

ВОПРОС:Что изменилось в порядке предоставления гарантий и компенсаций сотрудникам, работающим во вредных и (или) опасных условиях труда?

В частности, изменения коснулись определения компенсации за работу в соответствующих условиях труда согласно принятому Федеральному закону от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Новые компенсационные меры, направленные на ослабление негативного воздействия на здоровье работников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления этих мер не могут быть ухудшены, а их размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Закона № 421-ФЗ (1 января 2014 г.) при условии сохранения на рабочем месте условий труда, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер (ст. 15 Закона № 421-ФЗ).

Остались прежними следующие запреты в отношении сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда:

- нельзя не предоставлять таким работникам ежегодный оплачиваемый отпуск в течение двух лет подряд. Что касается дополнительного оплачиваемого отпуска, он должен в обязательном порядке предоставляться ежегодно (ч. 4 ст. 124 ТК РФ);

- не допускается отзыв таких сотрудников из отпуска (ч. 3 ст. 125 ТК РФ);

- запрещено заменять денежной компенсаций ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, за исключением увольнения и иных ситуаций, установленных ТК РФ (ч. 3 ст. 126 ТК РФ).

ВОПРОС:Как финансово-экономическое положение работодателя влияет на уровень гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда?

Работодатель согласно абзацу 3 ч. 2 ст. 22 ТК РФ обязан предоставлять работу, обусловленную трудовым договором. Обязательным условием трудового договора являются гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Сотрудник имеет право, если работа выполняется во вредных и (или) опасных условиях, на повышенные или дополнительные гарантии и компенсации (включая продолжительность ежегодного дополнительного отпуска), размер которых теперь напрямую зависит от финансово-экономического положения и воли работодателя.

Согласно ч. 3 ст. 41 ТК РФ в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя для работников могут устанавливаться только более значимые льготы и преимущества по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Одновременно действует основополагающий принцип правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений: коллективные и трудовые договоры, соглашения не могут содержать условия, ограничивающие или снижающие уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. И если такие условия были включены в коллективный или трудовой договор, иные дополнительные соглашения с работником, они не подлежат применению.

ВОПРОС:Могут ли стороны увеличить еженедельную продолжительность сокращенного рабочего времени?

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю ‑ эта норма применяется в тех случаях, когда условия, в которых выполняется работа, отнесены ст. 14 Закона о спецоценке условий труда к оптимальным (1-й класс) и допустимым (2-й класс), то есть выполняющие ее работники не нуждаются в специальных мерах охраны труда и предоставлении соответствующих гарантий.

Статья 92 ТК РФ в новой редакции дополнена частями 2 и 3. Часть 2 указывает, что продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

С 1 января 2014 г., часть 3 дает возможность работодателю увеличить сокращенную продолжительность рабочего времени, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику, занятому во вредных и (или) опасных условиях труда, отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, определенных отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.

ВОПРОС:Могут ли стороны увеличить ежедневную продолжительность рабочего времени сотрудника, занятого на работах с вредными и (или) опасными условиями труда?

Часть 3 ст. 94 ТК РФ в новой редакции предусматривает, что отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором, а также при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена по сравнению с той, что установлена в ч. 2 ст. 94 ТК РФ. При этом должна соблюдаться предельная еженедельная продолжительность рабочего времени.

Пределы увеличения следующие: при 36-часовой рабочей неделе ‑ до 12 часов; при 30-часовой и менее ‑ до 8 часов.

Рабочее время подлежит учету ‑ измерению выполнения работником установленной нормы часов. В качестве особого вида учета рабочего времени ст. 104 ТК РФ выделяет суммированный учет, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, ‑ три месяца.

Вопрос: Руководитель организации не прошел обучение по охране труда. Может ли трудовой инспектор отстранить от работы руководителя организации?

Нет. Он вправе выдать только предписание работодателю. Причина ‑ руководитель не прошел обучение по охране труда.

Вопрос: Работник получил травму. Несчастный случай не расследовался и о нем никуда не сообщалось, поскольку работник отказался брать листок нетрудоспособности. Как поступят инспекторы, если узнают о случившемся?

Если об этом станет известно трудовом инспектору, он проведет собственное расследование. Установив, что несчастный случай действительно был, он оштрафует ответственных за охрану труда, а материалы проверки отправит в прокуратуру. Дальнейшее разбирательство может привести в лучшем случае к тому, что прокурор оформит предостережение, в худшем – может быть возбуждено уголовное дело. Кроме того, ФСС России также не останется в стороне и оштрафует работодателя на сумму от 5000 до 10000 рублей.

Вопрос: Трудовая инспекция при проверке выявила несколько недочетов по содержанию инструкций по охране труда. Штраф за это будет?

Инспекторы предоставят время, чтобы устранить выявленные недостатки. Для этого они выдадут предписание и установят срок его исполнения. Если же требование не будет выполнено, будет штраф.

 

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Федеральный закон от 28.12.2013г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Государственная программа Челябинской области «Улучшение условий и охраны труда в Челябинской области на 2014 – 2016 годы».

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 610 «Об утверждении положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации».

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 года № 625Н «Об утверждении классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска» (вступил в силу с 1 января 2013 года).

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 года № 680Н «Об утверждении правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» (вступил в силу с 1 января 2013 года).

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 559Н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» (вступает в силу с 1 июля 2013 года).

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 марта 2012 года № 181Н «Об утверждении типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровня профессиональных рисков».

Совместный приказ Министерства здравоохранения Челябинской области и Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области от 16 ноября 2012 года № 1601/334 «Об организации проведения и учета предварительных и периодических медицинских осмотров в Челябинской области».

 

Информация о проведении работы по внедрению передового опыта в области охраны труда в Коркинском муниципальном районе за III квартал 2015 года

ТРУД В ХОЛОДНОЕ ВРЕМЯ ГОДА

Дата последнего изменения документа: 8 сентября 2016 г. 14:58

Новости Губернатора

Опрос НаселенияГорячая линияОпрос предпринимателейГубернатор Челябинской областиАнкетаЗаконодательное собрание Челябинской областиЕдиный портал государственных и муниципальных услуг (функций)Собрание депутатов КМРСовет депутатов Розинского городского поселенияПамятка собственникам жилья в многоквартирном домеРоссийская общественная инициативаИнтерактивная картаЕдиная РоссияВместеярчеENES-2017Всероссийский комплекс ГТООфициальный сайт ГУ МВД России  по Челябинской областиПроектная декларацияУполномоченный по правам предпринимателей в Челябинской областиФормирование комфортной городской средыОициальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торговБесплатная юридическая помощьМЧС России прогнозЖилье для российской семьиИнвестиционная политикаБюджет для гражданЧелябинский областной фонд имуществаОфициальный интернет-портал правовой информации
Визитная карточкаАдминистрация районаСправочникОбращения гражданПресс-служба